Вівторок, 16.04.2024, 17:55
Вітаю Вас Гість | RSS

Лабораторія менеджменту та підручникознавства

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

МІЖНАРОДНА НАУКОВО-МЕТОДИЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ 12-14.12.2012

Головна » 2012 » Грудень » 5 » Жосан А. "Теория учебной литературы": подходы к определению понятия
00:26
Жосан А. "Теория учебной литературы": подходы к определению понятия

УДК 37.022:371.3:002.2

 «ТЕОРИЯ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»: ПОДХОДЫ К
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Александр Жосан, кандидат педагогических наук

г. Кировоград (Украина)

Вводиться поняття «теорія навчальної літератури», здійснюється спроба визначення його змісту й структури для застосування в науковому обігу.

Ключові слова: вітчизняна шкільна навчальна література, підручникотворення, теорія підручника, підручникознавство, навчальне словникарство, теорія навчальної літератури.

The author introduces the concept of "theory of educational literature", attempts to define the content and structure of this concept for application into scientific use.

Keywords: national school educational literature, textbook formation, theory of textbook, school educational lexicography, theory of school educational literature.

 

Постановка проблемы. В 80-90-х годах прошлого века были изданы фундаментальные труды по проблемам теории учебника, в которых исследовались его содержание, структура, методический аппарат, функции, принципы построения и использования. Это работы известных советских ученых В. Бейлинсона, В. Беспалько, А. Боданской, Г.Граник, Л.Доблаева, Д.Зуева, В.Краевского, И.Лернера, Я.Микка, А.Сохора, М.Шахмаева и др. Именно на этом этапе окончательно сформировались теоретические основы школьного учебника, что нашло свое отражение в выпусках ежегодника «Проблемы школьного учебника» (первый номер вышел в феврале 1974 года, а 20-й – в 1991 году). Общие теоретические и методические подходы к учебниковедению достаточно полно были освещены в публикациях В.Бурова, Г.Донского, Т.Ильиной, Г.Майендорф, В.Максаковского, В.Паламарчук, В.Рывчина, Н.Талызиной, Л.Федоренко, В.Цетлин, С.Шаповаленко и др.

На современном этапе данная проблема остается весьма важной и привлекает внимание украинских ученых (Т.Антонова, Р.Арцишевський, П.Атаманчук, В.Бевз, Л.Березивская Н.Бибик, Т.Бойченко, М.Бурда, Н.Буринская, А.Гирняк, Л.Горяная, Л.Денисенко, С.Когутенко, Я.Кодлюк, Ю.Кузнецов, В.Лапинський, Т.Лукина, А.Ляшенко, Савченко, И.Смагин, Ю.Терещенко, О.Топузов, А.Фурман, О.Харитонова, В.Яценко и др.). Однако, пока понятие «учебниковедение» остается до конца не определенным и не структурированным. Кроме того, и советские, и современные ученые изучали и изучают преимущественно учебник. Без внимания в большинстве исследований остаются такие виды школьной начального литературы, как учебное пособие, хрестоматия, практикум, словарь и т.п. Поэтому сегодня, как и ранее, в научном обороте применяются, как правило, «теория учебника», гораздо реже - «учебниковедение». Понятие же «теория учебной литературы» вообще не используется.

Целью статьи является попытка определения содержания и структуры понятия «теория учебной литературы» и обоснование необходимости его введения в научный оборот.

Изложение основного материала. Отечественная школьная учебная литература, по нашему мнению, это:

1) система школьных учебников, учебных пособий, словарей и других средств обучения, которая существует в данной стране в данный промежуток времени и обслуживает определенную модель общего среднего образования, сложившуюся в данной стране;

2) педагогическое, книговедческих и социальное явление.

Важным фактором влияния на качество школьной учебной литературы является научно-методическое обеспечение ее создания и использования, что находит свое выражение в теории школьной учебной литературы. Наши подходы к определению этого понятия приводим ниже.

Теория школьной учебной литературы – сфера комплексных научных исследований школьной учебной литературы как явления, её психолого-педагогических, дидактико-методических, книговедческих, физиологических, гигиенических и эргономических аспектов. Развивается на стыке: дидактики, теории воспитания, психологии, книговедения, образовательного менеджмента, истории педагогики, истории книгоиздания.

Структурными компонентами теории школьной учебной литературы, по нашему мнению, являются учебниковедение и учебная лексикография.

Определение понятия «учебниковедение» одним из первых предложил Р.Арцишевский. По его мнению, учебниковедение – это сфера комплексных исследований учебника в контекстах: научном, издательском, полиграфическом, экономическом, правовом, дидактическом, эстетическом и т.д., охватывает следующие проблемы: учебник как средство учебной деятельности и вид учебной книги, его роль и место в системе современных средств обучения, виды и классификация учебников; учебник как ядро учебно-методического комплекса, содержание и структура учебника; методическое оснащение учебника; функции учебника; дидактические, психологические и гигиенические требования к учебнику; полиграфическое оформление учебника; этапы создания и апробации учебника (отрасль науки или вид деятельности – концепция учебного предмета или курса – программа курса – концепция учебника – текст (рукопись) и макет учебника – экспериментальный учебник – пробный учебник – стабильный учебник) методика проверки и оценки учебника (критерии и инструменты); перспективное планирование издания учебников, конкурсы учебников [1, с. 27].

Такой подход к определению понятия «учебниковедение», по мнению И.Смагина, фактически является синонимичным содержанию понятия «теория учебника» и охватывает круг проблем преимущественно «бумажной» учебной книги. Однако, вступление западной цивилизации в постмодернистский измерение, и, как следствие, появление электронных учебников и глобальных информационных сетей значительно расширили круг научных проблем учебниковедения. Поэтому это понятие относительно школьных учебных книг шире по логическому объему, чем понятие «теория учебника» и должно, по мнению ученого, определяться следующим образом. Учебниковедение – это система научных знаний в области методологии педагогики, которая охватывает проблематику учебника как феномена человеческой культуры (философию учебника) и как информационно-методического ядра конкретной образовательной системы учебного предмета в части формирования его содержания, формы (бумажной или электронной) и функционального назначения (теорию учебника) [6, с. 46].

Учитывая перечисленные позиции ученых, а также взгляды Я.Кодлюк и М.Тупальського [3; 7], которые подчеркивают необходимость изучения историко-педагогических аспектов функционирования учебников и и учебных пособий, предлагаем следующее определение понятия «учебниковедение».

Учебниковедение – отдельная научная дисциплина, развивающаяся на стыке истории педагогики (исследования процессов реформирования образования, развития дидактики, методики преподавания и создания учебной литературы), книговедения (наука о книге как явлении культуры и предмете производства, ее происхождении, историческом развитии, распространении и хранении); технологии создания учебников (технология разработки и экспертизы учебников и учебных пособий); педагогики и психологии (дидактические, физиологические, гигиенические, психологические требования к учебникам и учебным пособиям и методика их использования в учебно-воспитательном процессе).

Итак, учебниковедение – это отрасль научного исследования, изучающая психолого-педагогические, дидактико-методические аспекты учебных программ; психолого-педагогические, дидактико-методические, физиологические, гигиенические и эргономические аспекты учебников, учебных пособий, практикумов, хрестоматий.

Современное учебниковедение имеет две главные ветви:

1. Школьное учебниковедение (изучает процессы создания, проверки качества и использования учебной литературы для учреждений общего среднего образования).

2. Учебниковедение высшего образования (изучает процессы создания, проверки качества и использования учебной литературы для высших учебных заведений).

Предлагаем такую ​​структуру школьного учебниковедения:

1) общее школьное учебниковедение (изучает общие проблемы качества учебной литературы);

2) специальное (частное) школьное учебниковедение (изучает проблемы качества, роли и места учебной литературы в отдельной образовательной отрасли или отдельной учебной дисциплине).

Каждое из указанных направлений школьного учебниковедения изучается на двух уровнях: теоретическом и методическом, поскольку учебниковедение как отрасль научного исследования носит фундаментальный и прикладной характер.

Присоединяемся к позиции И.Смагина, который считает понятие «теория учебника» составной частью понятия «учебниковедение» [6, с. 45]. Проведенный нами в ходе исследования анализ терминов «теория учебника» и «учебниковедение» дает основания утверждать, что они не являются тождественными, хотя и имеют много общего. Теория учебника – чисто педагогическая дисциплина, хотя и содержит аспекты, связанные с психологией, гигиеной и книговедением. В учебниковедении указанные аспекты действуют гораздо сильнее, заставляя исследователя гораздо глубже погружаться в психологию, книговедение и смежные дисциплины. Кроме того, учебниковедение содержит четко выделенный исторический аспект (чтобы строить систему теории и практики учебников на фундаменте проверенных историей принципов и положений) и мощный управленческий аспект (проблемы менеджмента в системе конкурсного отбора, экспертизы учебной литературы, издательского дела, обеспечения учебниками и пособиями учебных заведений и т.п.). Поэтому теорию учебника уместно рассматривать как один из компонентов современного учебниковедения.

Другим компонентом теории школьной учебной литературы является школьная учебная лексикография. Лексикография – теория и практика создания словарей [5, с. 473]. Учебная лексикография изучает проблемы различных типов учебных словарей [4]. В данном исследовании мы впервые выделяем школьную учебную лексикографию из общей учебной лексикографии и делаем попытку определения этого понятия. Школьная учебная лексикография, по нашему мнению, занимается разработкой теоретических проблем составления словарей для общего среднего образования и упорядочением, описанием разного рода словарных материалов, необходимых для создания качественного школьного словаря, развитием методики составления словарей и различных пособий словарного типа для общеобразовательной школы.

Итак, теория учебной литературы, в нашем понимании, имеет следующую структуру:

- школьное учебниковедение – изучает различные аспекты создания и функционирования учебников и учебных пособий;

- школьная учебная лексикография – изучает различные аспекты создания и функционирования словарей, справочников, энциклопедий как видов учебной литературы.

Предметом теории школьной учебной литературы, по нашему мнению, является комплексное и системное изучение всех проблем, связанных с теорией и методикой разработки, экспертизы, издания, комплектования, хранения учебной литературы и ее использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений.

К предмету школьной учебной литературы можно отнести такие концептуальные вопросы создания и применения школьной учебной литературы, как: содержание учебной литературы, ее структура и функции, история учебной литературы; отражение в различных видах учебной литературы содержания образования с учетом особенностей учебного предмета и психологических особенностей учащихся данного возраста; учебная литература как отражение социального запроса общества и его идеалов; дидактические и воспитательные возможности учебной литературы; учебная литература как целостная педагогическая система, функционирующая в адекватной форме (бумажной или электронной) процессуальность учебной книги, ее развивающая направленность; книговедческие, библиотековедческие, библиографоведческие, эргономические, гигиенические и управленческие аспекты создания, экспертизы и применения различных видов учебной литературы.

Источниками теории школьной учебной литературы являются: памятники древней письменности по вопросам образования; архивные материалы по вопросам развития письменности и учебной литературы; опубликованные официальные документы и материалы по вопросам образования (законы, проекты, доклады, отчеты, инструкции, методические рекомендации и др.); учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии и другие материалы, характеризующие роль и место учебной литературы в учебно-воспитательном процессе; результаты научных исследований в области педагогики, психологии, книговедения, библиотековедения, библиографоведения, государственного управления и др., произведения выдающихся педагогов и книговедов (ученых и практиков); периодическая печать и др.

Методологическую основу изучения проблем теории школьной учебной литературы должна составлять совокупность принципов историзма, объективности, системности, приоритетности, содержательного значения, а также философские законы, которые исследуют познавательное, ценностное, эстетическое отношение человека к окружающему миру; философские положения системного подхода как методологического способа познания особенностей развития историко-педагогических и историко-книговедческих явлений. Должны использоваться как общенаучные методы исследований, такие как сравнительно-исторический, эвристический, моделирования, историографического и терминологического анализа, интерпретации и обобщения т.д., так и специальные психолого-педагогические и книговедческие методы.

Методами исследования в теории школьной учебной литературы могут быть:

- метод историко-книговедческого анализа, имеет целью исследование конкретных изданий и экземпляров различных видов учебной литературы как памятников истории и культуры определенной эпохи. Этот метод широко пользуется приемами литературоведческого, искусствоведческого и археографического методов;

- библиографический метод, который заключается в изучении произведений по внешним, фактическим данным о них, предусматривающий привлечение печатного метода изучения книг, по которому книга рассматривается как предмет материальной культуры и произведение полиграфического искусства;

- историко-педагогический анализ и синтез, привлекают сравнительно-сопоставительный и хронологический методы, необходимые для изучения истории учебной литературы, взглядов ученых и практиков на проблемы создания учебной литературы и обоснования периодизации этого процесса, выявление его тенденций;

- проблемно-генетический метод можно использовать с целью выявления генезиса теоретических основ учебниковедения и лексикографии и практики их реализации в системе образовании);

- аналитико-тематический метод изучения учебных книг используется при рассмотрении принципов приоритетности, содержательного значения для определения ценности книги;

- структурно-типологический метод исследования дает возможность изучения различных типов изданий, проведение типологического анализа структуры многоаспектного понятия «учебная литература»;

- функциональный метод – применяется, так как проблема типологии по своей сути является функциональной, поскольку возникает из необходимости классифицировать учебные книги с учетом их функционального назначения;

- контент-анализ используется для определения сущности феномена учебной литературы, вопросов менеджмента, сравнения моделей управленческих систем, определения нормативно-правовой базы педагогической и управленческой деятельности в этой сфере;

- метод педагогического научного наблюдения используется как целенаправленное, систематическое восприятие исследователем опыта объекта в естественных условиях;

- педагогический эксперимент как научно обоснованный и специально подготовленный исследователем процесс может применяться для проверки какой-либо инновации и подтверждения гипотезы исследования.

Выводы. Наше толкование понятия «теория школьной учебной литературы» влияет на изменение позиций относительно определения ее места в системе наук. По нашему мнению, следует говорить лишь об условном отнесении теории школьной учебной литературы к отрасли педагогических наук, подчеркивая в его структуре важность и равнозначность четырех компонентов: педагогического, психологического, книговедческого и управленческого. Иными словами, теория школьной учебной литературы, имея в целом педагогическую направленность, все же относится к числу отдельных научных дисциплин, а ее содержание имеет ярко выраженный междисциплинарный характер.

 

ЛІТЕРАТУРА

1. Арцишевський Р.А. Підручник учора, сьогодні, завтра / Р.ААрцишевський // Підручник ХХІ століття. – 2003. – № 1–4. – С. 22–29.

2. Зуев Д.Д. Научно-организационные проблемы развития теории школьного учебника / Д.Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. – М. : Просвещение, 1978. – Вып. 6. – С. 245–258.

3. Кодлюк Я.П. Теорія і практика підручникотворення у галузі початкової освіти України (1960–2000 рр.): дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Я.П.Кодлюк. – К., 2005. – 450 с.

4. Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: дисс. ... доктора филол. наук в форме научного доклада / В.В.Морковкин. М. : Институт русского языка им. A.C.Пушкина, 1990. 72 с.

5. Словник української мови: в 11 т. / АН УРСР. Інститут мовознавства; за ред. І.К.Білодіда. – К. : Наукова думка, 1970–1980. – Т. 4 – С. 473.

6. Смагін І.І. Методичні засади створення і функціонування підручників із суспільствознавчих предметів у загальноосвітній школі України (1920-1990 рр.) : дис. … доктора пед. наук:  13.00.02 / Смагін Ігор Іванович. – К., 2011. – 562 с.

7. Тупальский Н.И. Учебник как объект педагогических исследований / Н.ИТупальский // Сов. педагогика. – 1982. – № 5. – С. 140–141.

Переглядів: 3291 | Додав: Олександр | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 2
2 Олександр  
0
Шаноаний пане Володимире! Рекомендую Вам переглянути Порядок присвоєння грифів Міністерства освіти і науки навчальній літературі та обладнанню (2008 р.). Там подається перелік усіх видів навчальної літератури.

1 Володимир  
0
Шановний п. Олександр! Раніше я зустрічав лише термін "теорія підручника". Новоим для мене також є підхід щодо місця словника в навчальній літературі. Ніколи не чув, щоб словник відносили до навчальної літератури.

Ім`я *:
Email *:
Код *:
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Грудень 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архів записів