Четвер, 22.02.2018, 04:26
Вітаю Вас Гість | RSS

Лабораторія менеджменту та підручникознавства

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

МІЖНАРОДНА НАУКОВО-МЕТОДИЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ 12-14.12.2012

Головна » 2012 » Грудень » 11 » Петрова Н, Соловьева Ю. Особенности учебников, используемых в практике преподавания географии, как учебного предмета, в России с XVIII ...
17:30
Петрова Н, Соловьева Ю. Особенности учебников, используемых в практике преподавания географии, как учебного предмета, в России с XVIII ...

УДК 37.022:001.53                                                                               

Особенности учебников, используемых в практике преподавания географии, как учебного предмета, в России с XVIII до начала XX в.в.

Петрова Наталья, доктор педагогических наук

Соловьева Юлия, кандидат экономических наук

г. Москва (Российская Федерация)

Розглядаються основнi результати дослідження впливу розвитку суспільства, розвитку географії як науки та методики її викладання на становлення вiтчизняних шкільних підручників у Росії з XVIII століття до початку XX століття.

Ключові слова: методика викладання географiї, вiтчизняний пiдручник, якiсть пiдручникiв.

FEATURES OF THE TEXTBOOKS WHICH ARE USED IN THE PRACTICE OF TEACHING GEOGRAPHY AS A SCHOOL SUBJECT IN RUSSIA FROM THE XVIII TILL THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The basic result influences of the society development are considered in this project, geography as a science and methodology of its teaching on the basis of the national school textbooks in Russia from the XVIII century till the beginning of the XX century.

Keywords: methodology of teaching geography, national school textbook, the quality of textbooks.

Постановка проблемы. Модернизация системы образования, осуществляемая в настоящее время, обострила проблемы школьных учебников. Внедрение новых образовательных стандартов предъявило к учебной литературе свои требования. Однако создание "новых" учебников не может не учитывать опыт предыдущих лет. В этой связи вопросы истории развития школьных учебников становится столь актуальным.

Изложение основного материала. В начале XVIII в. рост числа школ, в которых преподавалась география, вызвал необходимость в качественных учебниках по географии. Первые учебники были переводные, так как в странах Западной Европы география как школьный предмет была введена значительно раньше, чем в России, и ко второй половине XVII в. там было уже создано несколько учебных руководств.

Первый учебник неизвестного автора, переведенный на русский язык с голландского, - это «География, или Краткое земного круга описание». Он был издан в нашей стране в 1710 г. Учебник был достаточно примитивен, содержал краткие сведения о градусной сетке, физические описания и некоторые статистические и экономические данные о частях света, территории России.

В 1719 г. на русском языке издается довольно распространенный за рубежом в конце XVII в. учебник Я. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание, из старых и новых географий по вопросам и ответам через Якова Гюбнера собранное». Он состоял из двух частей: 1) «Предъуготовления на географию» и 2) «Рассмотрение стран света». Все материалы учебника были представлены ландкартами (атлас) и текстом (объяснение к картам), данным в вопросах и ответах по каждой стране. Приведем примеры вопросов из данного учебника,  по которым изучалась страна: «1) Что выявляется на ландкарте? 2) Какое положение имеет страна? 3) Сколь она велика? 4) Какие в ней реки? 5) Как она разделяется? 6) Какие в ней провинции? 7) Что следует примечать в каждой провинции? 8) Какие жители в стране? 9) Какое правление? 10) Какая религия?». В заключительной части учебника давались сведения из математической географии [8].

К сожалению по своему научному уровню учебник Я. Гюбнера, как и другие учебники географии этого периода, не соответствовали уровню развития географической науки того времени. Выдающийся государственный деятель петровских времен Василий Никитич Татищев (1686-1750) об учебнике географии тех лет писал: «Российского же государства доднесь никакой географии не сочинено, и в школах младенцы учатся по сочинениям от иностранцев; но понеже оные частию неполны, частию неправдивы и поношениями наполнены, и для того их переводить или в школах употреблять более вреда, нежели пользы...», и далее: «Петр Великий в переведенной Гюбнеровской географии российскую главу повелел выкинуть, а совершенное описание вновь сочинить» [14]. Особенно много ошибок в учебниках географии, в том числе Я. Гюбнера, было в описании России. И это при том, что в середине XVIII в. в нашей стране география продолжала активно развиваться.

            В 1742 г. вышел первый отечественный учебник географии «руководство к географии» (неизвестного автора), а в 1776 г. – первый учебник отечественной географии Харитона Андреевича Чеботарева (1745 – 1815) «Географическое и методическое описание Российской империи» (1776).

            В последующие годы появляются и другие российские учебники по географии.       Один из них - учебник по географии для III класса народных училищ - «Краткое землеописание Российского Государства». Рассмотрим его особенности. В предисловии к этому учебнику были изложены правила преподавания географии, которые сводились к следующему: 1) прежде чем приступить к преподаванию географии России, следует пройти с учениками «Вступление к всеобщей географии». Это необходимо сделать для того, чтобы ученики могли знать общее положение всех земель на земном шаре; 2) при преподавании географии России обязательно иметь поставленную перед глазами учеников большую карту России, раскрашенную черной краской. Во время преподавания учитель с одним учеником, у которого учебник и мел в руке, стоит у карты. По указанию учителя один ученик прочитывает громко статью из книги, а другие читают про себя. Ученику, стоящему у карты, учитель указывает, что и как нужно нанести и надписать на черной карте. Сам учитель наблюдает, чтобы предметы, например границы, горы, реки и пр., были бы проведены в нужном месте и чтобы все ученики хорошо видели, что наносится на черной карте. Когда вся работа будет закончена, рекомендуется повторить нанесенное по карте и прочитанное по учебнику. Таким образом, работая с картой и книгой, привлекая к работе всех учащихся, предлагается изучение всей книги. На каждом следующем уроке повторять пройденное на предыдущем; 3) после изучения всей книги по черной карте она еще раз изучается по обыкновенной карте. Учитель при объяснениях может «прибавлять уже от себя полезное и приятное, собирая этот материал из другой книги по географии России, изданной более подробно для учителя». Учебник состоял из четырех глав. В первой главе рассматривались размеры, пространство, моря, «сопредельные России», горы, озера, реки и водные системы; во второй — местоположение, качества земли и климатов России, «трех царств» природы, сведения о хлебопашестве и звероловстве. Третья глава отводилась рассмотрению численности населения и его национального состава; в четвертой главе были сведения о вероисповедании населения, науках, «художествах и рукоделиях», торговле, государственном гербе, образе правления и административном разделении. Большое внимание в учебнике «Краткое землеописание Российского Государства» уделялось описанию быта, одежды, образа жизни народов, населяющих Россию. Почти половину учебного текста занимало описание губерний, план описания которых складывался из общего обзора и обзора городов. В результате анализа данного учебника можно сделать вывод, что в курсе географии основное внимание уделялось хозяйственной деятельности населения России, а изучению природы отводилось весьма незначительное место [8].

По курсу всеобщей географии для IV класса народных училищ в 1788 г. был издан учебник «Всеобщее землеописание». В нем был представлен следующий план изложения и изучения географии государств: границы и пространство, в сравнении с Россией, описание рек, «качества и произведения земли», население и вероисповедания, «правление в государстве», «состояния наук, рукоделий, промыслов, торговли; разделение государства на провинции». В предисловии к учебнику имелись интересные с методической стороны требования об использовании приемов сравнения своей страны с изучаемым государством, а также об обязательной для учащихся работе с атласом [8].

Со  второй четверти XIX в. возникает идея применять в учебниках два шрифта – одним шрифтом излагались различные интересные сведения, а другим – материал для заучивания. Такие учебники были написаны Николаем Игнатьевичем Соколовским (1779-1849) - География (Учебные руководства для военно-учебных заведений) и Николаем Ивановичем Гречем (1787-1867) -Учебная всеобщая география, изданная Николаем Гречем.

Другие авторы стремились вызвать у учащихся интерес к учебнику географии, прибегая к непривычному для школьников стилю изложения от первого лица. Подобный учебник был издан в 1846 г. Федором Дмитриевичем Студитским (1814(15) – 1893) – «География России для детей» -  СПб., 1843. [4], IV, 120 с.

Степан Иванович Барановский (1817–1890) в учебнике «Начальные основы географии» (1853 г.), стремясь придать предмету занимательность, предлагал показывать изображения (чертежи, рисунки) объясняемых предметов (гора, долина и др.), приводить примеры из природного окружения местности, где живут учащиеся, сравнивать неизвестное и новое с известным.

Матвей Максимович Тимаев (1796 – 1858)  предлагал направлять внимание детей на предметы, их окружающие; использовать в преподавании глобус, карты, минералы, растения и животных в натуре и в изображении, иметь кабинет, где все эти пособия собирать и применять в преподавании. «Следует приучить, - писал М.М. Тимаев, - глаза учащихся быстро и верно отыскивать по карте, потом срисовывать, наконец, рисовать по памяти. Заучивать надо давать тогда, когда учащиеся совершенно уразумеют объяснение». Свои идеи он реализовал в «Тетради всеобщей географии» (СПб., 1856).

Однако даже старания всех известных методистов и ученых-географов не привели в качественному повышению уровня учебников географии середины XIX  в. Почти ни одному автору не удалось составить сколько-нибудь удачный учебник географии, который в должной мере отражал уровень развития науки и педагогики того времени.

В 1876 г. в Петербурге Леонид Павлович Весин (1850 - 1895) выпускает книгу под названием: «Исторический обзор учебников общей и русской географии, изданных со времени Петра Великого по 1876 год», где в предисловии указывал, что задача труда – дать читателю историко-критическое обозрение учебников и некоторых пособий по географии и проследить развитие научных и педагогических воззрений в географических учебниках [3]. Рассматривая учебники и методические руководства по географии, появившиеся в России с 1710 по 1876 г., Л.П. Весин прослеживает развитие научного содержания школьной географии и педагогических воззрений на процесс ее преподавания. По его мнению, ни один из учебных предметов не находится в таком ненормальном положении, в каком оказалась география: она не введена в круг университетских наук, не играет видной роли и в гимназиях, где поставлена в положение второстепенного предмета. На географию, отмечает Л.П. Весин, смотрят как на предмет, лишенный, самостоятельности, представляющий пестрый сбор всевозможных сведений из разных отраслей знаний. Отсюда понятно, подчеркивает Леонид Павлович, что и самое преподавание этого «обиженного» предмета не может быть вполне удовлетворительным. Оно идет по плохим руководствам, в которых география представлена в изуродованном, номенклатурном виде. Одной из проблем низкого качества преподавания географии в середине XIX в. Л.П. Весин видит в отсутствии официальных государственных программ по предмету. Он писал, что если программы будут составляться самими преподавателем, «…то преподавание географии придет еще в более неудовлетворительное положение, по той причине, что далеко не каждый преподаватель обладает достаточным запасом знания и умения, чтоб создать даже такую программу, которая могла бы стать на один уровень с установленною. Для составления научной программы потребно не только основательное знание географии, но и знакомство с общими требованиями научных систем. Наконец, составление программ преподавателями создаст неодинаковость объёма и уровня знаний учеников: из одной гимназии они будут выходить с более обширными сведениями, чем из другой, в которой программа более обширна. Без установленных программ в гимназическом курсе обойтись невозможно, что обуславливает и невозможность научной постановки географии в форме гимназического курса» [4]. В книге автор указывает и такую причину низкого качества преподавания географии того времени, как отсутствие должной профессиональной подготовки учителей. Состав преподавателей географии был весьма разносторонний, среди них были окончившие факультеты историко-филологический, физико-математический и восточный, лица с корпусным образованием и пр. Все они (учителя), писал Л.В. Весин, географическую подготовку получают путем «самообучения», а с точки зрения методической подготовки являются «автодидактами» — самоучками.

В конце XIX в. выходит в свет учебник Дмитрия Дмитриевиач Семенова (1834-1902) – «Уроки географии» (в 3-х частях), в котором нашли отражение взгляды известного методиста. В своих методических трудах ученый касается структуры учебного материала, что указывает на актуальность методических поисков в проблемной области «наука – учебный предмет». Критически оценивая возможности и ограничения традиционной, аналитической и синтетической методы, ученый заключает: обучение с опорой на бессознательное в рамках устаревшего и аналитического построения курса приводит к механическому заучиванию учащимися знаний. В отличие от них синтетическая метода предполагает сознательное усвоение знаний. Опора на сознательность в учении составляет основное достоинство этой методы. При разработке начального курса школьной географии – «Уроки географии для детей младшего возраста: Приготовительный курс» - Д.Д. Семенов особенно заботился о доступности и интересности содержания учебного материала для восприятия детей, которое могло способствовать их развитию. Ученый включал в начальный курс географии краеведческий материал. Руководствуясь методическими идеями К.Д. Ушинского Д.Д. Семенов создал первый русский учебник географии отечества, построенный на родиноведческом принципе.

С конца XIX - начала XX вв. учебники географии стали меняться, на что оказали влияние: плодотворное развитие теории географической науки, появление новых научных направлений и др. Анализ русских учебников географии конца XIX – начала XX в. был дан Николаем Николаевичем Баранским (1881 – 1963) в его работе «Исторический обзор учебников географии». Учебники этого периода, которые использовались в средних школах, Н.Н. Баранский делит на три группы: 1) учебники, перешедшие от предыдущего периода; 2) учебники, начавшие появляться после 1876 г.; 3) учебники более позднего времени.

Для первой группы, по мнению Н.Н. Баранского, была характерна перегрузка номенклатурой и цифрами, отсутствие должной работы по отбору наиболее существенного материала, загромождение текста второстепенными, скучными сведениями, в том числе, по выражению Баранского,- «поповско-монархическими достопримечательностями». В методическом отношении, в плане изложения учебного материала, вместо объяснений давались чисто формальные определения, что особенно характерно для учебников I класса гимназий. В целом превалировали скучный, казенный стиль изложения. Лишь некоторые учебники этой группы (например, П. Белохи) содержат объяснительный элемент. Общей чертой всей первой группы учебников, по мнению Н.Н. Баранского служила «крайняя убогость оформления, обусловленная, очевидно, скудостью технических средств того времени; иллюстрации и карты или совсем отсутствуют, или даются в ничтожном количестве и в очень жалкой репродукции. Нет в них также, в виде общего правила, и методического оформления в форме вопросников и заданий» [2].

В учебниках географии второй группы сколько-нибудь заметных сдвигов не произошло. Правда, номенклатуры и цифр в них в общем меньше, изложение более систематично, меньше фактических ошибок, но суть дела — упор на механическое запоминание собственных имен и перечней растений, животных, народов и отраслей хозяйства — остается прежняя, с небольшими лишь отличиями между отдельными авторами.

Лишь в отдельных учебниках третьей группы отразились прогрессивные идеи в развитии школы, научной географии и методики географии. Типичными в этом отношении являются учебники Г. И. Иванова, четырех московских авторов (А. Крубера, А. Баркова, С. Григорьева и С. Чефранова) и Э. Лесгафта.

В 1902 г. выходит в свет учебник Г.И. Иванова «Начальный курс географии». В предисловии к учебнику географии для I класса автор отмечал, что вопросы математической географии вызывают большие трудности у учеников и требуют работы отвлеченной мысли. Поэтому изучение вопросов математической географии должно следовать после сведений о явлениях более конкретных. В итоге автор сделал вывод, что при изложении элементов математической и физической географии следует руководствоваться не столько системой науки, сколько методическими соображениями. Этот вывод в учебнике получил довольно удачное разрешение: темы из математической и физической географии излагались в зависимости от степени трудности, начиная с более легких. Так изучение географического материала начинается со знакомства с планом, картой, масштабом, затем с формами поверхности через наблюдения. Только после этого предлагается изучение более трудного материала о форме и движении Земли.  При этом автор не пользовался строгими научными определениями. В отличие от других авторов, которые стремились к сокращению учебников, чтобы их можно было вызубрить, Г.И. Иванов в доступной для учащихся форме сообщил, то, что дети в состоянии понять. Стремясь к доходчивости и развитию интереса к предмету, автор широко использовал в учебнике рассказы по географии, которые создаются на основе сочинений писателей А.П. Чехова, В.Г. Короленко, К.М. Станюковича и др. В целях оживления изложения в текст учебника Г.И. Иванова мелким шрифтом были включены сведения по истории географических открытий и исследований частей света, об особенностях жизни народов различных стран. Огромное внимание в своем учебнике Г.И. Иванов уделял иллюстрациям: их тщательному подбору и органической связи с текстовой частью учебника. Они представлены репродукциями картин известных художников; много в учебнике карт. Н.Н. Баранский констатировал, что во второй части, где описаны Азия, Африка, Америка и Австралия, на 139 страниц основного текста приходится 141 иллюстрация, в том числе: 16 карт, 33 этнографических рисунка, 21 рисунок – с изображением трудовых процессов, 17 – с изображением городов и 33 – с изображением пейзажей [2]. Важная методическая сторона учебника Г.И. Иванова и - стремление автора привлечь ученика к самостоятельной работе над книгой путем постановки вопросов в тексте, заданий к картам и иллюстрациям.

Серия учебников четырех московских авторов – А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А.С. Баркова и С.В. Чефранова – начала издаваться в 1903 г. и с некоторыми изменениями в содержании дошла до советского времени. В учебнике для I класса этих авторов улавливается стремление руководствоваться методическими приемами, заключающимися, например,  в упрощении изложения многих вопросов, с учетом возраста учащихся. В учебниках А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А.С. Баркова и С.В. Чефранова для II-IV классов (по курсам географии внеевропейских стран, Западной Европы и России) широко представлен страноведческий подход. Авторы старались дать учащимся по возможности цельное и разностороннее представление о частях света в целом и о каждой из стран в отдельности. При этом материал о каждой части света излагается в общепринятой логической географической последовательности, позволяющей понять связи и зависимости между различными предметами и явлениями. При характеристике частей света делается упор на изучение природы, а при рассмотрении стран – на описание жизни населения. Значительному сокращению была подвергнута номенклатура. В учебники включались историко-географические очерки (мелким шрифтом, перед характеристикой более крупных стран). Тем самым авторы стремились ввести в изучение школьной географии исторический подход. «Главная забота авторов, - пишет Н.Н. Баранский об учебниках А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А.С. Баркова и С.В. Чефранова, - действительно направлена на то, чтобы создать у учащихся цельное и связное представление о каждой стране и ответить на те главные вопросы, с которыми учащиеся к каждой стране подходят, а именно: что за народ там живет, как и чем этот народ живет, с чем связаны особенности его жизни?» [2]. Для учебников четырех авторов было характерно хорошее оформление, цветные текстовые карты, обилие тщательно отобранных и связанных с изложением рисунков, дающих представление о природе и жизни. Учебники Г.И. Иванова, А. Крубера его соавторов были выдающимся явлением в русской учебной географической литературе начала XX в., отразившим достижения географической науки и методики преподавания того времени.

Выводы. Подводя итог сказанному хотелось бы сделать следующие выводы. До появления отечественных учебников по географии в образовательных учреждениях использовались переводные учебники. Российские учебники по географии стали появляться в конце XVIII в. Многочисленные реформы отечественной школы в XVIIIXX вв. неоднократно изменяли место географии в учебных планах, объём часов, отводимых на ее изучение, требования к учебникам, их особенности. Следует заметить, что, к сожалению, несмотря на расширяющуюся часть методического аппарата учебников, используемые в практике преподавания учебные пособия были не безупречны и к ним можно было предъявить ряд замечаний, в том числе они содержали географические ошибки. При этом необходимо констатировать, что начало XX в. – это не конец развития методики географии и учебников. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Однако многие выводы, идеи, взгляды, концепции, разработанные великими методистами XVIII – начала XX вв. живы и развиваются и поныне, находя отражение в современных учебниках географии.

Литература

1.Барановский С.И. Начальные основания географии. Спб., 1853.

2.Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). М.: Географгиз, 1954. – 502 с.

3.Весин Л. Исторический обзор учебников общей и русской географии, изданных со времени Петра Великого по 1876 год (1710-1876 гг.). СПб, 1876 – 697 с.

4.Весин Л.П. «О неудовлетворительности современного положения в России географии». СПб., 1875. – 54 с.

5.Греч Н. Учебная всеобщая география. Ч. 1. Всеобщая география. СПб., 1844. [2], 248 .

6.Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Московский лицей, 1996. – 203 с.

7.Ивановский А.А. О преподавании географии. – М., 1915. – 161 с.

8.Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии)» //под ред. А.Е. Бибик и др. – М.: Просвещение, 1969. - 391 с.

9.Меч С. География как наука и как учебный предмет. – М.,1906. – 29 с.

10. Поздняк С.Н. «История становления и тенденции развития методики обучения географии в России (XVIII – первая треть ХХ в.)» /Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 425 с.

11. Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения / под ред. Н.А. Константинова. – М.: АПН РСФСР, 1953. – 400 с.

12. Соколовский Н. И. География. (Учебные руководства для военно-учебных заведений). Ч. 1. СПб., 1844-1846. 165 с.

13. Студитский Ф. География России для детей. СПб., 1843. [4], IV, 120 с.

14.  Татищев В.Н. История Российская. М. – Л., Изд. АН СССР, 1962–1968.

15.  Тимаев М. Тетрадь всеобщей географии. СПб., 1856.

16.  Чеботарев X. А. Географическое методическое описание Российской империи. М., 1776.

Переглядів: 992 | Додав: Олександр | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 3
3  
Большое спасибо

2  
Добрый день, Володимир. Спасибо за внимание к нашей статье. Дело в том, что статья касалась анализа российских учебников. К сожалению, в наших библиотеках нет учебников украинских автров, которые писали бы про историю развития учебной литературы в нашей стране; я не нашла и самих учебников украинских авторов. К следующей конференции проведу дальнейшую исследовательскую работу. Спасибо за идею.

1  
Шановні колеги! Цікава стаття. Дякую. А чому у вашому списку літератури немає книг українських авторів. Невже ви зовсім не використовуєте дослідження наших учених?

Ім`я *:
Email *:
Код *:
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Грудень 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архів записів