Четвер, 25.04.2024, 23:46
Вітаю Вас Гість | RSS

Лабораторія менеджменту та підручникознавства

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

МІЖНАРОДНА НАУКОВО-МЕТОДИЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ 12-14.12.2012

Головна » 2012 » Грудень » 5 » Минчева П. Система начального осознания высотных и временных отношений тонов мелодии
00:06
Минчева П. Система начального осознания высотных и временных отношений тонов мелодии

УДК 372.878

Система начального осознания высотных и временных отношений тонов мелодии

Пенка Минчева, кандидат искуствоведения, профессор,

Красимира Филева, кандидат психологических наук, главный ассистент

г. Пловдив (Болгария)

     Прискорені темпи технічного прогресу, поряд з безупинно зростаючими вимогами до інтелектуальних можливостей споживачів продуктів цього прогресу, викликають необхідність більшої турботи про інтелектуальний розвиток підлітків. Причому основна відповідальність падає на школу. Засвоєння нової знакової системи і вмінь використовувати її в період, коли в розвитку дитини взагалі відбувається перехід від конкретно-образного до абстрактного мислення, сприяє розумовому розвитку маленьких учнів, але разом з тим є і серйозним викликом тим, кому доручено викладати її. У цій розробці представляємо метод оволодіння знаковою системою "лінійно- нотного письма", яку ми успішно застосували в підручнику для третього класу загальноосвітньої школи в Болгарії.

 

         The accelerated rates of technical progress, respectively the constantly increasing demands on the intellectual capabilities of the consumer of the products of this progress, require greater attention to the intellectual development of the children, too. Furthermore the main responsibility falls upon the school. Acquirement of the new sign system and the skills to handle it in a period when the child undergoes a transition from concrete and figurative to abstract thinking contributes to the mental development of the little students, but is also a serious challenge to those responsible to teach it. In this study we present a method to master the sign system: "linear - notes" which is already successfully put in practice in a textbook for the third grade in the Bulgarian school.

 

         Человечество непрерывно овладевает новыми областями науки, объясняет феномены, извлекает закономерности из фактов. Эти процессы осуществляются все более ускоренно. Чтобы совершались новые открытия учеными с высоким интеллектуальным потенциалом, чтобы усваивались и использовались инновации в массовой жизненной практике, необходимо создать условия, способствующие ускоренному интеллектуальному развитию. В этом отношении основная обязанность лежит на школе, в том числе и по перестройке всех учебных дисциплин таким образом, чтобы они соответствовали возросшим требованиям к интеллигентности подростков. Осознаная необходимость того, чтобы школа должна была не только давать знания, но и, развивая интеллектуальные возможности учеников, сделать их способными ориентироваться в новых условиях, быстро находить правильные решения в проблемных ситуациях.

         За свою тысячелетнюю историю человечество создало и развило знаковые системы для обозначения и расшифровки информации об объектах, о все более сложных отношениях между ними, которые в свою очередь способствуют выведению новых закономерностей. Ребенок с раннего возраста усваивает некоторые знаки для кодирования и, соответственно, для декодирования, а в определенный момент своего развития усваивает и способ записи человеческой речи. Он учится использовать установленные знаковые системы, представляющие объекты, осознаваемые посредством зрения. Сами знаковые системы тоже усваиваются зрительным путем. Тоны мелодии, однако, с их высотными и временными отношениями, осознаются позже, а во многих случаях вообще не осознаются. Знаковая система, с помощью которой кодируются эти отношения, сложна – каждый маленький ее элемент (каждый нотный знак) дает одновременно информацию о двух величинах – высоте и длительности. Эта знаковая система не используется в будни, осознание рисунка мелодического движения не является жизненной необходимостью для человека, а обозначаемые с ее помощью объекты (музыка) воспринимаются слуховым путем. Причем их существование во времени обязывает воспринимать их в соответствующей, диктуемой темпом исполнения, быстроте. Все это объясняет факт, что осознание высотных и временных отношений и овладение знаковой системой, с помощью которой они передаются, требует серьезных интеллектуальных усилий, но наряду с этим позволяет ребенку усвоить не только новую систему, но и новую логику представления, новые правила записи и прочтения нотной записи. Эти деятельности, усваиваемые в период, когда маленький человек вообще учится отделять конкретное от абстрактного, объект от представляющего его знака, единичные от видоопределяющих характеристик, полезны для его интеллектуального развития.

         С этой целью мы разработали педагогическую систему для осознания отношений тонов мелодии и для выработки умений, необходимых для кодирования и декодирования этих отношений с помощью линейного нотного письма.

         Основное в системе – использование болгарских народных песен, которые коротки и обладают элементарной мелодической структурой.

         Ознакомление с временными соотношениями предшествует осознанию высотных отношений звуков, поскольку оно более доступно и элементарно. Более необходимо в жизненной практике маленького человека, и раньше начинается разграничение понятий коротко – долго. Эта задача решается, естественно, с помощью любимых и эффективных для развития детской психики игровых приемов и сказок. Начальное представление длительности осуществляется с помощью „Сказки о медвежьей семье”, в которой основные герои ассоциируются с новыми звучащими символами-слогами. Продолжительность, обозначаемая ими, дети связывают с характеристиками героев. Например, „та – а – а – а” используется для  узнавания Папы-медведя – рослый, сильный и наиболее грузный, он защищает свою семью. Символом „та – а” обозначается Мама-медведица. Более подвижная, она поддерживает порядок и чистоту в доме и отлично готовит. Старший брат медведь, еще более шустрый, представлен слогом „та”. Он – взрослый сын, который собирает дрова для очага, находит грибы и мед и собирает вкусные ягоды и фрукты. Маленькие резвые братик и сестренка обозначаются слогами „ти – ти”. Они резвятся, но также  помогают маме по дому. Слога-символы озвучиваются детьми с помощью ударных детских музыкальных инструментов, набором которых  обеспечена каждая школа. С особым интересом дети воспринимают „танцевание” слогов-символов с помощью соответствующих шагов: слогу „та – а – а – а” соответствует тяжелый и длинный шаг папы, за такой же интервал времени Медведица делает два шага, старший брат – четыре, а маленькие медвежата – восемь крохотных шагов. Недолго после этого предоставляются и символы–длительности:

Схема N 1 нотные символы–длительности

         Характерной чертой болгарского музыкального фольклора является то, что в нем преобладают песни, в которых короткие звуковые ряды – из 2, из 3, из 4, из 5 тонов, но с разнообразным строением интервалов – преимущественно в эолийской, фригийской, ионийской, миксолидийской, реже дорийской или лидийской ладовых структурах. Кроме того, высотные отношения тонов не характеризуются ладово-функциональными связями устойчивость-неустойчивость. Это означает, что в рамках одного и того же звукового ряда каждый из тонов может приобрести функцию опорного, т.е. привлекающего внимание, если будет звучать в конце музыкальной мысли. Таким образом, в рамках звукового ряда из пяти степеней – „до – ре – ми – фа – соль”, можно получить: ионийский звуковой ряд с опорным, т.е. заключительным тоном „до”, эолийский звуковой ряд с опорным тоном „ре”, фригийский звуковой ряд с опорным тоном „ми”. Если используемый звуковой ряд расширить еще двумя тонами – „ля” и „си”, получится миксолидийский звуковой ряд „соль – ля – си” – мажорное ладовое наклонение с подосновным тоном „фа”. Осознание высотных отношений тонов осуществляется путем их восприятия в качестве тонов-ступеней и их места на звуковой шкале. Если рассмотреть последовательность, получается следующая система педагогических подходов для осознания тонов звукоряда „до1 – до2”:

         - Выучивание на слух элементарной песни „Калино”. После усвоения мелодии учитель поет песню, очерчивая рукой направление мелодического движения. Дети, подражая педагогу, тоже исполняют песню с соответствующим двигательным иллюстрированием мелодической линии. В целях более прочного ее осознания она обозначена штрихами в учебнике – класс поет песню, следуя ее графическому изображению. Дальше идет пояснение учителя – начальный тон песни - тон „ре”. Это и его название.  Следующий тон называется „ми” и, как мы уже комментировали, он в направлении „вверх” от „ре”. Песня исполняется со слогами-названиями тонов, наряду с чем прослеживается направление движения в мелодии. Выучивается, тоже со слуха, новая песня со словесным текстом: „Пахарь пашет”.

Пример N 1 песня „Пахарь пашет”


Эта песня построена в том же звуковом ряду, как первая – „ре – ми”, но имеет различную мелодическую линию, характеризующуюся повторениями тонов, а в качестве заключительного выступает более высокий тон. Эта концовка представляет характерную для болгарского музыкального фольклора мелодическую каденцу – с участием  подосновного тона, отстоящего на большую секунду от заключительного. После выучивания мелодии песни ученикам дается задача очертить рукой направление движения в мелодии, причем они должны открывать повторяющиеся тона, т.е., рука покажет восходящее движение лишь при пятом тоне мелодии. Песня поется с прослеживанием мелодического движения, записанного с помощью штрихов в учебнике. Задача учеников усложняется – пока поют и следят за записанной штрихами мелодией, они должны найти соответствующие названия тонов: ре, ре, ре, ре, ми, ми, ми, ми.

         Преодоление этой задачи означает, что ученики готовы ознакомиться с местом нот „ре” и „ми” на нотном стане и что они уже могут следить за нотным текстом, пока поют мелодию. Таким образом закрепляются первые усвоенные связи: высотные отношения – тон и соседний более высокий (звучащий на большую секунду выше) тон – слоговые названия нот – их места на нотном стане. Еще при обозначении слогов мелодии штрихами отмечается, что более длинные слога записаны с помощью более длинных штрихов. Далее идет выяснение и отношений по длительности (четвертная нота – половинная нота), позже, опять посредством звучащих примеров, представляются и восьмые ноты. Естественно, это осуществляется путем исполнения мелодии, при котором отсчитывается каждый такт, что неизбежно требует осознания закономерности, связанной с длительностью соответствующих тонов. Звуковой ряд знакомых тонов расширяется прибавлением тона „до”. Следует выучивание слогового названия и определение места в звуковом ряду – самый низкий тон, соответствующее место на нотном стане (первая добавочная линейка под нотным станом).

         Далее идет выучивание нескольких песен, сопровождаемое преодолением различных задач – после выучивания мелодии и очерчивания мелодического движения – открыть названия тонов, петь с соответствующими слогами и очерчивать рукой направление движения мелодии. При следующей песне перед детьми ставится задача, самим озвучить нотный текст, на основании выработанных прочных музыкально-слуховых представлений о высотном отношении между тонами в соответствующем звуковом ряду. Причем у мелодий-примеров разные заключительные тона, что является усложнением деятельности. Песни, используемые в этих целях, следующие: „Ситна роса” („Мелкая роса”) и „Гюл девойче” („Красивая, как роза, девчонка”).

Пример N 2 песня „Мелкая роса”


         После постепенного осознания тоновых отношений с расширением звукового ряда тоном „до” становится возможным добавление новых тонов – „фа” „соль” и т.д., пока не дойти до усвоения гептахорда „до1 – си1”. В этом звуковом ряду при различных заключительных, т.е. опорных тонах, включаются эолийский звуковой ряд „ре – ми – фа” с подосновным тоном „до”, фригийский звуковой ряд „ми – си” с или без подосновных тонов, лидийский звуковой ряд „фа – си”, миксолидийский звуковой ряд „соль – си”, но обязательно с подоснововным тоном „фа”, дорийский звуковой ряд „ре – си” с подосновным тоном „до”.

Схема N 2 звуковые ряды в болгарском музыкальном фольклоре


         При скачке в мелодии поют сначала вслух, позже „про себя” „пропущенные” тона (степени звукового ряда, „восполняющие” скачок в мелодии).

         При начальном ознакомлении с нотным письмом рассмотренным образом используется и много игровых подходов, как, например, „Сказка о нотах”, с раскрашенными в различные цвета героями-нотами, причем первоначально используются и цветные ноты (цвета и героев сказки, и нот, соответствуют цветам пластинок детского музыкального инструмента металлофона). В представленной уже „Сказке о медвежьей семье” – для изучения нотных параметров и первых объяснений (предшествующих объяснениям на уроках математики) насчет деления целого на части; расположение нот мелодии на нарисованном в учебнике нотном стане (в данном случае вырезанная из страниц для вырезания четвертная нота может быть использована для обозначения любой тоновой высоты – в зависимости от того, где она будет расположена на нотном стане);

Пример N 3 нотной стан и фигуры для вырезания


использование нарисованной в учебнике клавиатуры пианино для „игры” знакомой мелодии, чьи ноты в соответствии с их конкретными параметрами расположены на нотном стане, а  „пианист”, показывая соответствующие клавиши, должен петь вместо пианино. Эти и еще многие другие аттрактивные приемы, которые маленькие ученики принимают с удовольствием, позволяют легко, при минимальных усилиях, постепенно овладеть новой знаковой системой – нотным письмом. Оно не находит применения в каждодневной жизненной практике человека, но может превратиться в мост к более сложной человеческой деятельности - искусству.

         Так представленная система формирования нотной грамотности позволяет:

         - С помощью доступных для детской психики деятельностей и действий осознать более сложные соотношения – между тонами различной высоты (высоко – низко) и между длительностями тонов (коротко – долго);

         - Введение дополнительных символов расширяет умственный кругозор ребенка;

         - Деятельности кодирование и декодирование специфической информации, которая не используется в будни, стимулируют интеллектуальное развитие.

         В конце учебного года в результате применения системы формирования нотной грамотности посредством болгарской народно-песенной мелодики устанавливается следующее:

         - Свыше 50% обучаемых учеников третьего класса справляются с  озвучиванием, т.е. прочтением (декодированием) элементарного нотного текста с преобладающим очередным – секундовым движением в рамках звукоряда с1 – с2;

         - 63% обучавшихся по представленной системе могут найти нотный эквивалент элементарной мелодии в народно-песенном интонационном стиле, т.е. - закодировать звучащую информацию соответствующей знаковой системой;

         - Приблизительно таков же процент успеваемости при обнаружении названий тонов в элементарной мелодии, интонационно различной от болгарского музыкального фольклора;

         - Факт, что более успешно использование изучаемой знаковой системы при шифровании, а не при озвучивании записанной мелодии голосом, объясняется обстоятельством, что есть немало случаев, когда маленький ученик (возраста 8 – 9 лет) все еще не выработал связь между восприятием конкретной тоновой высоты и ее воспроизведением голосом.

         Основной элемент в учебной документации - учебник. Прежде чем рассмотреть конкретный учебник, необходимо представить требования, которым он должен соответствовать и на основании которых будут изготовлены критерии его оценки. Учебник должен давать знания, это его предназначение, он является книгой, по которой учатся. Эти знания, однако, нужно преподносить:

         - Коротко, очень конкретно, ясно, без сложных, трудно понимаемых формулировок;

         - Нужно „обследовать” действие нового знания в разных ситуациях, чтобы ученики были убеждены в его актуальности, истинности, применимости;

         - Необходимо основываться на предыдущем опыте, на уже усвоенной информации, выяснив связь с новым;

         - Новое знание должно быть представлено аттрактивным, забавным, задерживающим внимание образом;

         - В процессе ознакомления с новым и его осознания должны участвовать как можно больше восприятий, новый объект нужно рассмотреть с разных позиций;

         - Новое знание должно являться степенью в развитии интеллекта обучаемого;

         - Нужно предоставлять возможности для его использования при решении различных задач;

         - Новое знание должно побуждать к творческим деятельностям.

         Учебник для третьего класса среднеобразовательных школ, который мы представляем и который создан на базе разработанной нами системы формирования нотной  грамотности, учитывает и создан как раз на основании этого понимания роли и значения учебной литературы, имеющей целью создавать информированных, интеллигентных и знающих, способных к действию людей.

        

Литература

 

         1. Минчева, П., П. Пехливанова, С. Христова. Музика за трети клас: учебник; Просвета-София, София, 2004, 63 с.

         2. Минчева, П., П. Пехливанова, С. Христова. Тетрадка по музика за трети клас: учеб. пособие; Просвета-София, София, 2004, 32 с.

Повний текст статті (з рисунками): /MinchevaFilevaUchebnicy25Noemvri.doc

Переглядів: 1084 | Додав: Олександр | Рейтинг: 4.5/2
Всього коментарів: 2
2 Володимир  
0
Шановна пані Пенка! Як можна прочитати ваш підручник? Чи є електронний варіант цього підручника?

1 Олександр  
0
Уважаемая Пенка! Мне близка тема вашей статьи. Много лет занимаюсь проблемами апробации учебников. Благодарю за интересную и полезную информации. С Уважением - А.Жосан

Ім`я *:
Email *:
Код *:
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Грудень 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архів записів